Истоки духовности

09.12.2011
Первые православные храмы Видновской земли

Со времён крещения Руси языческие верования постепенно уступали место христианству, проводниками которого являлись православные храмы. До возвышения Москвы среди других княжеств Северо-Западной России, когда наша местность была малонаселенной, отдельно стоявшие церкви со дворами церковного причта и кладбищем цементировали сельскую жизнь. Верующие жители близлежащих деревень не только систематически посещали свою церковь, но и заботились о её благоустройстве и оснащении необходимой утварью. Такие церкви обычно назывались приходскими погостами.

Служилый человек, получая от князя землю и приступая к её освоению, если имел возможность, строил для себя не только двор, но и храм, как правило, деревянный, однопрестольный и холодный. Такой новый населенный пункт именовали не деревней, а селом.

На протяжении веков с приходскими погостами была теснейшим образом связана вся жизнь обитавших вокруг людей: здесь их крестили, венчали, исповедовали, причащали и отпевали. В церковные праздники и воскресные дни к ним на повозках или санях, а многие пешком, отправлялись, чтобы помолиться о спасении души, помянуть усопших родителей и ближайших родственников.

Во второй половине XVI века в нашей местности насчитывалось 3 приходских погоста и 24 села: Ильинский с церковью пророка Илии на речке Ликова около д. Изварино, Капустин с церковью Пресвятой Богородицы на реке Десна и Дугинский (о времени их появления документы не сохранились). Самыми древними были сёла Остров (1331), Ирининское (1331), Беседы (1380), Лодыгинское (1472), Сосенки (1502), Фоминское (1505), Богдановское (1511), Станиславль (1513), Картмазово, Саврасово на Пахре и Мисайловское (все – 1542 год).

Церкви каменные

Строительству каменных церквей у нас положил начало царь Иоанн Васильевич, на средства которого во второй половине XVI века была построена церковь Преображения Господня в дворцовом селе Остров. Это уникальное произведение древнерусского белокаменного зодчества, где органично соединены мотивы деревянного русского зодчества, итальянской архитектуры кремлевских соборов и каменных церквей Псковской земли. Единственный в своем роде храм сооружен из местного белого мячковского камня. До сих пор загадка его архитектурного стиля остается неразгаданной. Когда смотришь на храм с подножия холма, становится особенно понятен замысел его создателей.

Помните евангельское сказание о Преображении Господнем? Иисус Христос с тремя учениками – Петром, Иаковом и Иоанном – взошёл на высокую гору. Спаситель начал молиться, а утомлённые его ученики заснули. Когда же они проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо его просияло как солнце, а одежды его стали белыми, как свет. Прекрасный белокаменный храм, поднимающийся над поймой Москвы-реки и её далями, должен был стать воплощением этого неповторимого момента. Справа и слева от устремлённого ввысь храма – два придела. Словно два пророка – Моисей и Илия. А наверху вокруг шатра – 12 прекрасно сложенных главок – 12 апостолов.

Примерно в это же время в соседнем селе Беседы появилась каменная церковь во имя Рождества Христова. Специалисты датируют её временем царствования сына Ивана Грозного – Федора Ивановича (1584-1598). По стройности пропорций и законченности форм она относится к числу лучших шатровых церквей своего времени. Подклет, четверик и аспида были сложены из белого камня, доставленного из той же Мячковской каменоломни, а шатровый верх – из кирпича. Церковь села Беседы в её первоначальном виде походила на построенный тогда же храм в селе Коломенском.

Известно, что много лет спустя церковь в Беседах не была обойдена вниманием царя Алексея Михайловича. О чём свидетельствуют два его вклада – богослужебные книги: Евангелие напрестольное и Триодь цветная. На их листах царской рукой было написано дарственное пожалование этих книг в своё государево дворцовое село Беседы. После набегов и Смуты Во время набега крымского хана Дивлет Гирея в 1571 году и в годы Смуты более половины всех церквей края, часто вместе с селами, были уничтожены (Боброво, Саврасово на Пахре, Мисайловское, Лодыгино, Дрожжино, Картмазово, Покровское-Валуево). Архивные документы сохранили лишь часть названий погибших церквей.

По народному обычаю в память об уничтоженных церквях жители селений ставили кресты или часовни. Так, в сельце Мисайловском на месте престола бывшего храма во имя Димитрия Солунского была построена деревянная на каменном фундаменте часовня, приписанная к церкви Иоанна Богослова села Ирининское. Многие годы простояли часовни в деревнях Боброво, Дрожжино, Расторопово.

Некоторые церкви хотя и уцелели, но пришли в запустение. По переписи 1627 года церковь Илии Пророка в селе Дыдылдино стояла "ветха и обвалилась", а церковь во имя Николая Чудотворца в селе Саларьево (ныне дер. Копчеево) "стояла бес пения". Первую после Смуты церковь (во имя Рождества Христова с приделом Николая Чудотворца) построил в селе Кувекино протопоп Благовещенского собора Максим. В конце 20-х годов XVII века кроме этой церкви служба велась еще в храмах сёл Беседы, Булатниково, Воскресенское, Ермолино, Ирининское, Остров, Переделец и Станиславль.

По мере возрождения опустошенных Смутой селений, роста численности жителей в них ставились деревянные храмы. К 1646 году церкви стояли в селениях: Дыдылдино – во имя Пророка Илии, Берёзки – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, Яковлевское – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, Говорово – во имя Рождества Пресвятой Богородицы, Лукино – во имя Преображения Господня. Боярином Алексеем Федоровичем Шереметьевым в дер.Лодыгино была построена каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святого праведного Алексия человека Божия и великомученицы Параскевы Пятницы.

Во второй половине XVII века владельцы поместий и вотчин ставят церкви: гость Федор Юрьев – каменный храм во имя Михаила Архангела в Скобееве (1670), князь В.Ф.Одоевский – каменную церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца в Ивановском (1674), стольник Б.В.Бутурлин – деревянную церковь во имя Николая Чудотворца в Летово (1676-1677), владелец сельца И.Д.Хлопов – деревянную церковь во имя Николая Чудотворца с приделом великомученицы Екатерины (1679) в Саларьеве…

В эти годы обрели храмы село Тарычево (боярин Б.М.Хитрово, 1677 год), деревня Ватутинки (князь И.Б.Репнин, 1674-1675 годы), сёла Никольское (князь И.А.Хованский, 1680), Валуево (1678), дер. Ащерино (не позднее 1680 года), дер. Губцово (окольничий И.Ю.Леонтьев, 1694). В 1696 году по заказу думного дьяка А.И.Иванова в Тёплом Стане была построена каменная церковь во имя Живоначальной Троицы, в селе Станиславль на средства Чудова монастыря на месте обветшавшего каменного храма возвели новый каменный в честь Архистратига Михаила с приделом Николая Чудотворца.

Видновские вести. - 2007. - 7 декабря. - С. 4.

Автор:  Гарин Г., Зименков А., Плотников А.

Возврат к списку