Подвиг земляка

14.07.2011

В год 65-летия Великой Победы над фашистской Германией, патриоты Российской земли, жители Ленинского района отмечают и другую знаменательную дату – 115 лет со дня рождения Героя Советского Союза Василия Сергеевича МОЛОКОВА.

В связи с этой датой на федеральном уровне принято решение установить в память о Герое бюст в Москве на Поклонной горе. Администрация Ленинского района и сельского поселения Молоковское в свою очередь решили установить бюст земляка на родине, в селе Молоково. Ко дню открытия памятника будут приурочены фотовыставки в Историко-культурном центре и Молоковской средней школе.

В. Молоков«Мне выпала завидная доля быть среди тех, кто прокладывал первые воздушные пути над нашей огромной страной, среди тех, кто защищал ее от врага. И одно сознание этого делало меня счастливым». В.С. Молоков

Освоение главной судоходной магистрали России в Арктике – Северного морского пути длиною в 5,6 тыс. км с давних пор было важнейшей задачей российских моряков.

Особое внимание этому начали уделять с начала 30-х годов прошлого века, когда было создано Главное управление Северного морского пути (1932). Его возглавил Отто Юльевич Шмидт, ранее руководивший экспедициями на ледоколах «Седов» и «Сибиряков». Под его руководством на пароходе «Челюскин» была предпринята попытка проплыть за одну навигацию из Мурманска во Владивосток, но 13 февраля 1934 года пароход был раздавлен льдами в Чукотском море и затонул. Члены экспедиции и экипаж парохода (104 человека) вынуждены были высадиться на льдину, дрейфующую в глубины Ледовитого океана.

О двухмесячных попытках спасения челюскинцев писала вся мировая пресса. Решить тяжелейшую задачу с риском для жизни удалось лучшим полярным летчикам страны, одним из которых был наш земляк Василий Сергеевич Молоков.

Родился он 1 февраля (по старому стилю) 1895 года в селе Ирининское. «Когда Васе было восемь лет, – вспоминала его мать Анна Степановна, – тяжело заболел мой муж, его отец. Не прошло и года – муж умер. На моих руках осталось трое детей. Вася – старший. Чтобы похоронить мужа пришлось продать единственную корову... Одиннадцатилетним пареньком проводила его в Москву». «Пешком добрались мы с матерью до Москвы, – пишет Василий, – земляки помогли устроиться в мастерскую, поставлявшую коробки табачной фабрике Попова». В коробочной мастерской платили 1 рубль 10 копеек в месяц. А за ночлег и харчи юный Василий выполнял в семье хозяина роль мальчика на побегушках. Много выпало тогда на его долю колотушек и брани. Но опять помогли земляки – через некоторое время устроили паренька в слесарно-кузнечную мастерскую, изготовлявшую металлические части для карет. Находилась мастерская в Каретном ряду. В ней и работали, и ели, и спали: взрослые на нарах, а Василий – под верстаком. Один из мастеров помог ему освоить слесарное дело.

Осенью 1915 года Василия Молокова призвали в армию. С призывного пункта в Подольске отправили в морской флот, а после короткой учебы в Петрограде определили в морскую авиацию. Началась его авиационная служба со строительства казарм, ангаров и мастерских на финском о.Дегербю, где он впервые увидел гидросамолеты. Любовь к технике, три класса церковно-приходской школы и самообразование помогли ему поступить в школу авиамехаников при авиастанции г.Або (Турку), но в связи с предоставлением независимости Финляндии школу перевели в г.Самару. Здесь его застал мятеж пленных словаков, и он в составе отряда моряков, приняв боевое крещение, едва не погиб при переправе через речку Самарку.

В воздух впервые поднялся в качестве бортмеханика уже в Котласе, а летом 1919 года был направлен в Нижне-Нов городскую школу летчиков, где и совершил первый самостоятельный полет. После получения аттестата морского летчика Василия Молокова зачислили в гидроотряд Б.Г.Чухновского. Затем учился и набирался опыта в школах морских летчиков, в том числе и знаменитой Качинской, а вечерами упорно занимался самообразованием. Как опытному специалисту ему довелось поработать пилотом гражданского воздушного флота и авиаслужбы Главсевморпути на линиях Омск – Новосибирск, Красноярск – Игарка, Диксон – Вайгач.

«Освоение Северного морского пути, – писал Борис Горбатов, – разработки тунгусского угля, строительство Игарки, Диксона и Норильска неразрывно связаны с именем Молокова... Его подвиги подготовлены всей его честной, трудовой жизнью».

Именно поэтому ему доверили участвовать в спасении челюскинцев. Только 11 апреля 1934 года он четыре раза вылетал в лагерь зимовщиков и последним рейсом вывез на материк тяжело заболевшего Шмидта. За спасением челюскинцев вместе со всей страной следили и жители Ирининского. «Мы, твои односельчане – колхозники, родные и товарищи, – говорилось в телеграмме земляку, – гордимся тем, что на твою долю выпала очень ответственная задача, поставленная правительством. Мы гордимся твоим героическим перелетом в лагерь челюскинцев и восхищены больше всех, потому что ты наш близкий, родной... Даем тебе наказ: спасай скорее невольных узников холодной пустыни, а потом лети к нам. С приветом, твоя мать Анна Степановна, сестра Матрена и брат Иван, друзья бригадиры и колхозники С. Булдаков, И. Проворкин, В.Рогачев, К.Рогачев, Н. Монин, В. Киндин».

Общественный резонанс челюскинской эпопеи был настолько велик, что в 1934 году правительство установило почетное звание Героя Советского Союза, как высшую степень отличия за личные или коллективные заслуги перед государством и обществом, связанные с совершением героического подвига. В списке первых семи Героев Советского Союза фамилия Молокова стояла третьей. «Дни, когда мы узнали, что челюскинцы спасены, а сын мой и его товарищи получили звание Героев, были для меня самыми радостными, – писала мать Героя. – В колхозе сначала не верили: как, неужто это сын бывшей беднячки Героем стал?»

Ирининцы встречают Василия МолоковаЗемляки В.С.Молокова горели желанием поскорее встретиться с ним и пригласили его посетить родное село. «Как только приеду в Москву, – телеграфировал землякам Василий, – тот час буду готов к поездке в Ирининское, где и прошу провести встречу с колхозниками-земляками». Готовясь к встрече, ирининцы привели в порядок дорогу от Апаринок, соорудили на околице села «триумфальную арку», украсив ее цветами и лозунгами, а около школы возвели трибуну. Долгожданная встреча состоялась 28 июня. Почти все село собралось у «триумфальной арки». Знатного земляка встретили с оркестром, охапками цветов, горячими приветствиями. В этот же день в селе состоялся многолюдный митинг, на котором Героя чествовали не только односельчане, но и делегации фабрики им. Володарского, совхоза Горки, Подольского механического завода им. Калинина. С трибуны митинга была зачитана телеграмма О.Ю.Шмидта: «Приветствую Героя тов. B.C.Молокова с прибытием в родные края. Поздравляю село Ирининское – ныне Молоково – с таким замечательным гражданином».

Новоселье в доме матери ГерояПодвиг Василия Молокова и его высокая оценка правительством и общественностью оставили глубокий след в истории древнего села. Фамилию героя стало носить не только его родное село, но и создававшаяся в это время в селе МТС и Островская больница. Президиум Мособлсовета из своего бюджетного резерва в июле выделил 50 тыс. рублей на радиофикацию и телефонизацию села, 40 тыс. рублей – на переоборудование церкви под клуб и организацию библиотеки, 38 тыс. рублей – на ремонт дороги от д.Апаринки до с.Молоково, 20 тыс. рублей – на приобретение двух домов под детский сад и ясли. За счет средств Мособлсовета велись работы по организации Молоковской МТС и ветеринарного пункта, строилось здание школы. Для матери Героя, проживавшей в убогой хате под соломенной крышей, за счет Мособлисполкома был построен дом. По случаю новоселья 7 ноября у дома состоялся митинг, радиотрансляция с которого велась на всю страну.

В это время сам Молоков готовился к выполнению нового важного задания: пролететь 40 тыс. км северо-западнее острова Врангеля, а по пути изучить авиатрассу Якутск – Алуан – Колыма. Вылетая из Москвы 21 февраля 1935 года, он, пролетая над родным селом, сделал несколько кругов и сбросил с самолета пакет. Вскрыв его, односельчане обнаружили письмо, в котором земляк сообщал, что ему поручено изучение зимнего воздушного пути на о.Диксон. «К моему возвращению, – завершал он письмо, – вы, наверное, уже начнете сев. Я постараюсь опять побывать у вас, может быть, даже пролечу над селом. Сверху будет хорошо видно, как вспахана земля, нет ли огрехов в посевах. Тогда и сравним, кто как работал».

В 1936 году он успешно выполняет полет по маршруту Красноярск — Усть-Алуан – облет Камчатки – Анадырь – Уэллен – побережье морей Восточно-Сибирского и Лаптевый – мыс Челюскина – о.Диксон – Архангельск – Котлас – Вологда – Москва – Красноярск. Следующий год ему памятен полетом на четырехмоторном самолете «Г-2» по маршруту Москва – Архангельск – Нарьян-Мар – Новая земля – Северный полюс, 12-дневным пребыванием в лагере И.Д.Папанова и возвращением обратно почти тем же маршрутом.

В этом же году он избран депутатом Верховного Совета СССР, получил телеграмму И.В.Сталина: «Герою Советского Союза, товарищу Молокову. Поздравляю с успешным проведением замечательной работы по установлению воздушных путей Арктики. Желаю Вам новых успехов. Жму руку». С 1938 года он возглавляет Главное управление Гражданского флота страны, а в 1940 году ему присваивают звание генерал-майора авиации.

Подвиг В. Молокова был высоко оценен правительством и общественностьюВ самом начале Великой Отечественной войны В.С.Молокову поручают подготовку аэродромов и организацию на них приемных санитарных пунктов для встречи и дальнейшего направления в госпитали больных и раненых. Затем он занимается строительством Особой воздушной линии «Аляска – Сибирь», по которой из США в Советский Союз должны переправляться американские самолеты. Позже наш земляк командует 213-й ночной бомбардировочной дивизией 1-й Воздушной армии, участвует в Курской битве, в боях на Западном и 3-м Белорусском фронтах. В послевоенные годы В.С.Молоков работал заместителем начальника Гидрометеослужбы при Совете министров СССР, возглавлял Высшую аттестационную комиссию ГВФ. Его гражданская и военная служба отмечены тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Суворова II степени, орденом Кутузова II степени, орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды, многими медалями.

Один из немногих воздушных первопроходцев Арктики, который, по словам М.В.Водопьянова «летал, пожалуй, больше нас всех, удивляя особой выдержкой, умением выжидать, большим пилотским мастерством», скоропостижно скончался 29 декабря 1982 года, вписав свое имя в историю страны, которой он верно служил, и, конечно же, в историю своего родного села.

О своем жизненном пути летчик рассказал в книгах «Три полёта» (1939) и «Родное небо» с предисловием А.В.Ляпидевского. Очень емкую характеристику В.С.Молокову дали летчики – герои В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков: «Молоков – человек блестящей техники, стальной воли и решимости. Он олицетворяет собой героизм и мужество советских пилотов, готовых отдать свою жизнь на благо нашей Родины».

Геннадий ГАРИН

Мы вместе. - 2010. - № 3. - С. 32-37.


Автор:  Гарин Г.

Возврат к списку