АНОНСЫ

СОБЫТИЯ

ГОЛОСОВАНИЯ

Деятельность

Зачем библиотеке сайт?
Интервью директора МУК "Межпосленческая библиотека" Лукашевой Т.В.  Культурному порталу Ленинского района "Помидор".

Лукашева Т.В.Татьяна Викторовна, Вы давно руководите ЦБС нашего района, что изменилось в библиотеках за это время?

Я работаю в библиотеке уже двадцать лет. Работа директора, к сожалению, усложняется в сторону нормотворческой деятельности. Жить спокойно нельзя, каждый год внедряем новые законы, в связи с чем требуется умножать свои знания и создавать огромное количество документов, регулирующих деятельность библиотеки. Поэтому если и удается заняться творчеством, то только в плане новых подходов к решению проблем и создании документов, а делать что-то для души времени не остаётся.

Меняется характер чтения, оно становится потребительским, чтение уже не духовная, а практическая потребность для работы, учебы и т.д. Это данность, это веяние времени. Поэтому и библиотека превращается из «аптеки для души», как говорили древние римляне, в информационный центр.

Но, с другой стороны, потребность в общении у людей остаётся, поэтому, на мой взгляд, библиотека должна развиваться в двух направлениях: технократическом (как информационный центр) и душевно-духовном (как клуб для общения).

Ваша оценка современного читающего человека, кто он?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Современный читающий человек может быть и пенсионером, который читает и мемуары, и периодические издания, и классику, и школьником, который регулярно берет книги по школьной программе, а могут быть и студенты серьезных учебных заведений, которые  не скачивают готовые рефераты из Интернета, а подбирают материал из фонда библиотеки.


Какова посещаемость библиотек на сегодня? Возрастные категории и что больше интересно сегодня читателю?

Посещаемость библиотек, к сожалению, падает в связи с проблемами комплектования фонда библиотеки и массовой компьютеризацией населения. Нет преобладающей  возрастной категории. Ходят и школьники, и  учителя, и врачи, и журналисты, и люди рабочих специальностей.  А также творческая интеллигенция. Читателя сегодня в основном интересует беллетристика, популярная историческая литература, дамские романы, детективы, а школьники приходят за книгами по школьной программе. Студенты интересуются юридической литературой, психологией, религией и статьями из отраслевых журналов.


ЦБС немало организует мероприятий для населения нашего района. Это повод привлечь людей  к книгам или специальные проекты?

Проведение мероприятий в библиотеке – это и повод привлечь людей к книгам, и возможность для библиотеки заявить  о себе, чтобы жители города могли пообщаться, приятно провести время, встретиться с интересными людьми.

 
Какие цели сегодня у ЦБС и есть ли какой-то план, который нужно выполнить?

Цели сегодняшней библиотеки это - совершенствование библиотечного обслуживания с учетом интересов и потребностей граждан; создание единого информационного пространства; обеспечение свободного доступа граждан к информации, знаниям, культуре; организация библиотечной деятельности на основе использования новейших информационных технологий, предоставления пользователям доступа в корпоративные и глобальные информационные сети.
Мы, естественно, работаем по плану. Все мероприятия заранее планируются. Есть плановые показатели и по числу читателей, книговыдаче и др.

В ЦБС много людей, женщины, которые работают уже очень долго. Кто эти люди и почему такая стабильность?

В ЦБС действительно много женщин, стаж работы которых превышает 30 лет.  Среди библиотечных работников существует 3 категории: фанаты своей профессии, которым другая работа просто не нужна; те, которые  могут себе позволить эту малооплачиваемую и не слишком уважаемую профессию (обеспеченные материально) и те, у кого нет выбора другого места работы в силу каких-то определенных обстоятельств (например, пенсионный возраст) или личных качеств.


Сайт библиотеки скоро заработает в полном режиме. Какие цели у сайта? И что он даст читателям, какие возможности?

Основная цель сайта – заявить о библиотеке на просторах Интернета. Уже открыт удаленный доступ к каталогам и картотекам библиотеки, появилась возможность узнать, есть ли нужная книга в ЦБС, получить ответ на интересующий вопрос в режиме «Виртуальной справки»,  следить за новыми поступлениями, участвовать в творческих конкурсах, оперативно получать информацию о планируемых библиотекой мероприятиях. В ближайшем будущем можно будет увидеть и даже заказать полнотекстовые краеведческие материалы - статьи, буклеты и книги о нашем районе.

Многие мероприяития проходят и в выходные, можно считать, что у вас 7-дневная рабочая неделя?

У нас пятидневная рабочая неделя. Если мы выходим на работу в выходной день, то потом его отгуливаем.

Расскажите, помимо открытия сайта, какие ещё новшества ожидают ЦБС в ближайшие годы?

Необходимо сделать библиотеку максимально доступной для всех категорий читателей. У людей в сегодняшнем мире совершенно нет времени, везде бешеные скорости, поэтому библиотека должна предоставить возможность получить информацию, не выходя из дома – узнать, есть ли книга в фонде, посмотреть, что за мероприятия планируются в выходные дни, заказать через Интернет электронную копию статьи, задать вопрос и т.д.

Да и в помещении самой библиотеки будут происходить изменения. Не секрет, что современные читатели, особенно подростки и молодежь, вовсе не в восторге от того, что им приходится взаимодействовать с библиотекарями, что им задают вопросы, пытаются воспитывать, предлагать какую-то литературу. Это их напрягает, отталкивает от библиотеки. Эта проблема решаема - есть уже современное оборудование, дающее читателям возможность самостоятельно работать с библиотечным фондом: это и копировальные аппараты, и станции круглосуточного возврата, и, самое главное, станции самообслуживания, работающие на основе RFID технологий, на которых человек  может самостоятельно зарегистрировать за собой литературу и взять ее домой, не общаясь ни с кем из персонала. В обозримом будущем такая форма обслуживания появится и у нас.

Сейчас мы уже не можем позволить себе предлагать только книги, так как человеку может просто пойти в магазин и купить те, которые интересуют, либо скачать в Интернете. Нужно предлагать и  книги,  и видео,  и аудио, и площадку для просмотра, прослушивания, неформальных клубов, семинаров и конференций,  чтения периодики и так далее. Современный человек хочет у нас за компьютером посидеть или со своим ноутбуком и нашим Wi-Fi, с друзьями встретиться. Да и просто забежать от дождя и выпить чашечку кофе.

Библиотека должна стать доступной из дома и быть центром общения. Вот в этом направлении мы и будем двигаться.

Как мы работаем:

Взрослая библиотека работает со вторника по субботу с 11.00 до 19.00, в воскресенье – с 10.00 до 17.00.
Выходной – понедельник.
На летний период (с 1 июня по 31 августа): понедельник-пятница – с 11.00 до 19.00.
Суббота: с 10.00 до 17.00.
Выходной – воскресенье.

Детская библиотека работает с понедельника по пятницу с 10.00 до 18.00. Суббота: с 10.00 до 18.00.
Выходной – воскресенье.
Обратите внимание: каждый последний четверг месяца библиотека закрыта на санитарный день.

Режим работы других библиотек смотрите на их страницах в разделе "Филиалы".

Коллектив библиотеки сентябрь 2005г..JPGКопия DSC_0525.JPG
DSC_0136-1.jpgDB-3.jpg
DB-1.jpgЗнаменитые "костры" К. Чуковского.