Татьяна Мельникова. «Таруса – 101-й километр»

НОВОСТИ

АНОНСЫ

СОБЫТИЯ

ГОЛОСОВАНИЯ

Татьяна Мельникова. «Таруса – 101-й километр»

Татьяна Мельникова. «Таруса – 101-й километр»
Вышло второе издание книги Татьяны Мельниковой«Таруса – 101- й километр». (М.: «Звенья», 2014. Первое – в 2007 г.) Книга эта знаменательна тем, что на ее страницах тихий древний городок на Оке предстает в необычном ракурсе – в отсветах «большого террора».

Эта книга - мартиролог, перечень мучеников, потому что большинство тех людей, о ком Татьяна рассказывает, уже ушли из жизни. Паустовский и Заболоцкий, Владимир Корнилов и Белла Ахмадуллина. Диссиденты и правозащитники, художники, врачи и священники. Цвет отечественной интеллигенции – сильные духом, образованные, интеллигентные люди, прошедшие ад ГУЛАГа. В судьбе Тарусы отразились все эпохи нашей истории. Всмотритесь в перечень имен: Анастасия Ивановна Цветаева, Ариадна Эфрон, Анатолий Марченко, Андрей Амальрик, Кронид Любарский, Сергей Ковалев, Наталья Горбаневская… Эти имена были у всех на устах в то время, когда советское общество начало осознавать себя. А сколько имен осталось только в памяти близких, а то и вообще растворились во времени.

На 101-й км советская власть вышвыривала неугодных – тех, кто отбыл срок по печально знаменитой 58 , а позже 70 ст. УК, или тех, кого почему-то не успели посадить. И тарусская земля принимала их, обогревала. Писатель А.И. Шеметов вспоминал: «Приехал на время, но тарусская земля приковала, приворожила меня своей красотой, и я остался здесь, наверное, навсегда».

Но не только недавние зеки тянулись в Тарусу. Тихая прелесть и ширь русской природы, великая река, которую в старину называли «поясом Богородицы» – притягивали людей искусства, одухотворяли их творчество. С Тарусой связаны имена Борисова-Мусатова и Поленова. Все поэты-шестидесятники, «дети Двадцатого съезда», бывали или подолгу жили в Тарусе. Здесь родился сборник «Тарусские страницы», глоток свободы в несвободное время.

Жизнь Татьяны Мельниковой, ее судьба разделяются на две части: до Тарусы и с Тарусой. Она приехала сюда в 1988 году с друзьями, прожила несколько дней. И в эти дни, в единении с природой, в редкостном ощущении свободы и окрыленности было принято решение, давно, впрочем, подспудно назревавшее - круто повернуть свою судьбу. И она бросилась - в Тарусу!

Работала в картинной галерее – у Натальи Гуртовой, её директора. Вместе готовили первую выставку «Москва – Таруса», а потом и статью о ней… Укрепился контакт с газетой «Октябрь» - авторский вечер Татьяны Мельниковой прошел в редакции газеты. О Тарусе написаны дивные стихи. «А тарусский цикл напоен особенной теплотой», - позже скажет Анастасия Ивановна Цветаева. Дружбу с ней, а также общение с Федором Дмитриевичем Поленовым, Вадимом Константиновичем Паустовским, Мариной Арсеньевной Тарковской и другими интереснейшими людьми подарила Таруса Татьяне.

Позже Т. Мельникова стала ведущим редактором журнала «Мир Паустовского». И выпустила как ответственный редактор – самый главный, сдвоенный номер 11-12 за 1998 год, весь посвященный Тарусе. В нем несколько её статей.

С 1988 года началось возрождение Тарусы. И Татьяна удивлялась и радовалась переменам. Ей посчастливилось участвовать в открытии камня с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева» – 9 октября 1988. Тогда впервые открыто зазвучало имя Цветаевой. А в морозный день Николы Зимнего - 19 декабря - состоялось открытие краеведческого музея, ставшего для Татьяны родным.

В январе 1989 г. Мельникова присутствовала на первых службах в полуразрушенной церкви Воскресения Христова на Воскресенской горе. Она сейчас красуется над Окой во всем своем воссозданном великолепии. В октябре 1990 г. ей выпала честь проводить третий Цветаевский праздник в тарусском киноконцертном зале «Мир», а потом выступать на ежегодных «Цветаевских кострах».

А ещё публиковала в областной и центральной печати эссе и очерки, участвовала в передачах на радио России в циклах «Хрупкий дар» и «Семейный альбом России» - и все о ней, о Тарусе. Во время подготовки к 100 - летию Марины Цветаевой и Паустовского работала в юбилейной комиссии. Участвовала в благотворительных концертах в фонд строящегося музея семьи Цветаевых. Особо надо сказать о тесных контактах с тарусскими юными художниками, чьи работы Татьяна регулярно возила в Москву. И они печатались в детском журнале «Муравейник».

Словом, втянулась в тарусскую жизнь так, что оторваться невозможно.

Книга Татьяны Мельниковой – кропотливый подвижнический труд. Она основана на документах – рассказах, свидетельствах очевидцев, в нее включены фрагменты дневников, письма, отрывки из книг – воспоминаний. Эти материалы бесценны, потому что они уникальны. Татьяна щедро цитирует стихи поэтов – тарусян, как известных, так и забытых.

Во втором издании расширены и переработаны тексты о Н.А. Заболоцком, А.И. Шеметове, М.М. Мелентьеве, Ф. Светове, З. Крахмальниковой. Добавлено 20 новых глав, подробно освещающих трагические судьбы Николая Гостунского, Софьи Герье, Петра Нерезова, Ивана Касаткина, Бориса Пильняка, Григория Грановского, Аркадия Сроговича, Валентины Машковой, Михаила Николаева, Татьяны Великановой, Татьяны Щипковой и др.

Подробно описывается возрождение тарусских храмов – «всем миром». Рассказывается о значительных событиях культурной жизни города: открытии новых музеев, памятников, проведении литературных и музыкальных фестивалей.

Интерес читателей вызовут новые сведения о Марине Цветаевой, Евгении Герцык, Иосифе Бродском, Фридрихе Горенштейне, Леониде Губанове и Белле Ахмадулиной, а также о потомках Пушкина и о недавно ушедшем парижском тарусянине знаменитом художнике Эдуарде Штейнберге.

Нельзя не отметить оформление книги. Огромное количество фотографий, тоже уникальных. Поэтичный пейзаж на обложке в миниатюре повторяется в уголке каждой страницы.

Книга, как подлинное научное исследование, содержит вспомогательный аппарат: именной указатель, библиографию в подстрочных примечаниях, карту достопримечательностей Тарусы и персонифицированную карту (35 имен с указанием их тарусских адресов).


Хочется низко поклониться Татьяне Петровне Мельниковой за её воистину подвижнический труд. 



Жанр:  Рассказы
Автор:  Марина Николаевская

Возврат к списку