НОВОСТИ
- 06.03.2018 У нас новый сайт. Ссылка выше.
- 25.02.2018 Онлайн – встреча с писательницей Машей Трауб
- 09.02.2018 Конкурс «Самый читающий класс» среди учащихся общеобразовательных учреждений Ленинского муниципального района
- 09.02.2018 Открытый районный фестиваль-конкурс художественного слова «Зубовские чтения» 2018
- Все новости
АНОНСЫ
- 07.02.2018 Библиотечная афиша на ФЕВРАЛЬ
- 31.12.2017 Библиотечная афиша на ЯНВАРЬ
- 28.12.2017 Поздравляем вас с Новым годом и Рождеством Христовым!
- 13.12.2017 Азбука Видновского края от А до Я
- Все анонсы
СОБЫТИЯ
Владимир Павлович Эфроимсон: забытый гений отечественной науки
10.03.2016
Школьная программа по биологии включает в себя необходимые для каждого современного образованного человека понятия и концепции, определения и описания. Но в науке биологии, как, впрочем, и в любой другой области, за рамками учебника остаётся множество историй, биографий, личных и общественных обстоятельств, которые так или иначе сформировали летопись науки. Ограниченное время школьных занятий, конечно, не позволяет погрузиться в эту летопись, тем не менее, некоторые знаковые вещи знать надо, чтобы у молодого человека в голове была непрерывная картина развития научной мысли со всеми её зигзагами и противоречиями.
Так случилось, что в информационно-библиографическом отделе Центральной библиотеки работают люди, неравнодушные к судьбам забытых гениев и талантливых учёных, люди, интересующиеся историей естественных наук. Благодаря этому, родилась мысль рассказать старшеклассникам городских школ о волнующих нас, старших, темах.
9 марта библиотекари побывали на уроках у двух девятых классов Видновской гимназии и рассказали о советском генетике Владимире Павловиче Эфроимсоне, написавшем труд о признаках врождённой гениальности, собравшем огромную картотеку данных о великих и талантливых людях всех времён и народов. Владимир Павлович также занимался концепцией врождённого альтруизма, сыграл огромную роль в реабилитации в СССР медицинской генетики после 20-летнего господства лысенковщины. И всю свою жизнь этот мужественный человек боролся с несправедливостью, получая за эту борьбу от государства сроки в лагерях, надуманные обвинения, запреты на работу и проживание в столице, невозможность публикации своих трудов... Как гласит поговорка, нет пророка в своём Отечестве.
«В распределении по фракциям человеческой популяции Владимир Павлович Эфроимсон принадлежит к малочисленной фракции героев. Его жизнь, как и жизнь других героев, вовсе не пример для всех остальных. Остальные - обычные люди - так жить не могут. Но знание жизни героев помогает и нам, обычным». – так начинает свою статью о Владимире Павловиче Эфроимсоне Симон Эльевич Шноль – биофизик, историк науки, профессор МГУ.
Даже на фоне трагической судьбы генетики и генетиков в СССР испытания, выпавшие на долю Эфроимсона поражают. 1929 год – исключён из Московского университета.
В 1932 арестован и осужден на 3 года лагерей в Сибири, в Горной Шории. Каторжный труд, унижение и голод.
После освобождения работает в Институте шелководства в Ташкенте .
Август 1937 г. – снят с работы в Институте шелководства за выступление в защиту «менделизма-морганизма» (генетики). Его книга, написанная по результатам работы 1936-1938 годов, о генетике тутового шелкопряда, в свет не вышла, уникальные результаты исследований – уничтожены.
1941-45 гг. – участие в Великой Отечественной войне. Он был в армии с августа 1941 по ноябрь 1945 года. Был эпидемиологом, санитарным врачом, переводчиком, разведчиком. В конце войны он видел насилие наших солдат над мирными жителями Германии и написал протест командованию. Этого ему не забыли – характеризовали как клевету на Советскую армию. Он был арестован в мае 1949 года. 7 тяжких лет лагерей (1949-55 гг.).
В 1932 арестован и осужден на 3 года лагерей в Сибири, в Горной Шории. Каторжный труд, унижение и голод.
После освобождения работает в Институте шелководства в Ташкенте .
Август 1937 г. – снят с работы в Институте шелководства за выступление в защиту «менделизма-морганизма» (генетики). Его книга, написанная по результатам работы 1936-1938 годов, о генетике тутового шелкопряда, в свет не вышла, уникальные результаты исследований – уничтожены.
1941-45 гг. – участие в Великой Отечественной войне. Он был в армии с августа 1941 по ноябрь 1945 года. Был эпидемиологом, санитарным врачом, переводчиком, разведчиком. В конце войны он видел насилие наших солдат над мирными жителями Германии и написал протест командованию. Этого ему не забыли – характеризовали как клевету на Советскую армию. Он был арестован в мае 1949 года. 7 тяжких лет лагерей (1949-55 гг.).
Владимир Павлович выжил, и не просто выжил, но остался несломленным и неистовым в отстаивании справедливости.
Выйдя на свободу, он вновь подал свой труд, обвиняющий Лысенко в преступлениях против государства, против науки, в Прокуратуру СССР, но это не возымело никакого действия. Тогда он поставил себе цель реабилитировать медицинскую генетику и стал бешено работать по 12-14 часов в сутки, собирая материал для своих будущих книг.
В 1974 году Эфроимсон начал писать «Педагогическую генетику». Эта книга была преддверием главного и величайшего его труда — «Генетика гениальности». Эфроимсон считал, что человечество постоянно теряет «потенциальных гениев» из-за неумения развить в них неординарные способности. Лишь один из миллиона возможных гениев становится таковым! И, прежде всего, это происходит из-за недочетов в воспитании. Гениальность и талант генетически обусловлены, а развить эти способности у детей — задача общества.
Этот труд он писал последние годы своей жизни. Он имел в Ленинской библиотеке личный стол и там фактически жил: по 12-14 часов в сутки просиживал за книгами. Изучая биографии сотен знаменитых людей, гениев, Эфроимсон предположил, что гении должны иметь в хромосомах гены, создающие «допинг» для организма, повышающий интеллектуальные способности. Вскоре он пришел к выводу, что таких стимуляторов может быть четыре:
1)повышенный уровень мочевой кислоты в организме, что вызывает подагру (этой мучительной болезнью страдали многие одарённые люди – Борис Годунов, Федор Тютчев);
2) синдром Морриса у женщин (наличие в организме женщины черт мужского организма – высокий рост, большая физическая сила, мужские черты характера. Яркий пример – Жанна д Арк);
3) синдром Марфана (часто это высокий рост, крупные черты лица, исключительная трудоспособность. Иногда сердечно-сосудистая патология. Пример Авраам Линкольн, Андерсен, К.И. Чуковский);
4) повышенная умственная активность, периодически проявляющаяся при слабой форме маниакально-депрессивного психоза.
В своей книге Эфроимсон ввел новый термин – импрессинг – ранние и сверхранние впечатления детства, которые определяют характер и направление деятельности личности на всю жизнь. Владимир Павлович утверждал, что для становления гения необходимы: раннее признание, поощрение и свобода творческого самовыражения.
Эфроимсон призывал исследовать взаимодействия генов гениальности со стимулирующей средой, анализировать действие ранних импрессингов, разрабатывать систему образования, направленную на развитие этических и эстетических сторон личности, которые также генетически обусловлены. В результате проделанной работы Эфроимсон создал не только бесценную книгу, но и бесценный архив биографий известных исторических личностей – картотеку «патографии героев».
Этот труд он писал последние годы своей жизни. Он имел в Ленинской библиотеке личный стол и там фактически жил: по 12-14 часов в сутки просиживал за книгами. Изучая биографии сотен знаменитых людей, гениев, Эфроимсон предположил, что гении должны иметь в хромосомах гены, создающие «допинг» для организма, повышающий интеллектуальные способности. Вскоре он пришел к выводу, что таких стимуляторов может быть четыре:
1)повышенный уровень мочевой кислоты в организме, что вызывает подагру (этой мучительной болезнью страдали многие одарённые люди – Борис Годунов, Федор Тютчев);
2) синдром Морриса у женщин (наличие в организме женщины черт мужского организма – высокий рост, большая физическая сила, мужские черты характера. Яркий пример – Жанна д Арк);
3) синдром Марфана (часто это высокий рост, крупные черты лица, исключительная трудоспособность. Иногда сердечно-сосудистая патология. Пример Авраам Линкольн, Андерсен, К.И. Чуковский);
4) повышенная умственная активность, периодически проявляющаяся при слабой форме маниакально-депрессивного психоза.
В своей книге Эфроимсон ввел новый термин – импрессинг – ранние и сверхранние впечатления детства, которые определяют характер и направление деятельности личности на всю жизнь. Владимир Павлович утверждал, что для становления гения необходимы: раннее признание, поощрение и свобода творческого самовыражения.
Эфроимсон призывал исследовать взаимодействия генов гениальности со стимулирующей средой, анализировать действие ранних импрессингов, разрабатывать систему образования, направленную на развитие этических и эстетических сторон личности, которые также генетически обусловлены. В результате проделанной работы Эфроимсон создал не только бесценную книгу, но и бесценный архив биографий известных исторических личностей – картотеку «патографии героев».
В конце 90-х три последние работы Эфроимсона были, наконец, опубликованы: «Генетика этики и эстетики», «Педагогическая генетика», «Предпосылки гениальности». Теперь эти единственные в своем роде труды доступны всем. Через них великий ученый-гуманист несет читателям свою убеждённую веру в прогресс, в этические принципы, которые в сочетании с разумом способны возвысить человека над его нынешним уровнем.
Сценарий для урока был подготовлен ведущим библиографом Николаевской Мариной Борисовной. Делала презентацию и проводила мероприятия Гончарова Мария Игоревна. Благодарим Видновскую гимназию, учителей Вересову Светлану Александровну, Черкасову Татьяну Михайловну, Марию Владимировну Реукову.
В дальнейших наших планах – рассказ о Николае Ивановиче Вавилове и лысенковщине, также мероприятие «ДНК: за страницами учебника биологии», кроме того, будут подготовлены сообщения о бессмертных человеческих клетках (HeLa), о передовых рубежах нейрофизиологии и молекулярной биологии.
Уважаемые учителя 9-11 классов! Если ваши ученики хотели бы послушать что-то из перечисленного, зовите нас в гости. Мы с удовольствием придём и проведём у вас занятие. Также после проведения мероприятий вам будут доступны все наши разработки, сценарии, презентации и прилагающиеся к ним видеоролики. При желании вы можете использовать всё это в своей работе.