Не самозванка - я пришла домой...

29.10.2017

29 октября в Центральной библиотеке прошел литературно-музыкальный вечер, посвященный 125-летию со дня рождения Марины Цветаевой. Такие вечера стали доброй традицией библиотеки – мы начали проводить их еще в 2011 году. И выбирали тех авторов, поэтов и композиторов, которые «сеяли разумное, доброе, вечное» - Николай Рубцов и Анна Ахматова, незаслуженно забытый Владимир Луговской и удивительно женственная Вероника Тушнова, великие композиторы Мусоргский, Моцарт, первый наш историограф Карамзин, мудрый Тютчев и многие другие. А сейчас – «страдалица Марина», Марина Цветаева. 

Как всегда - исполнители, «артисты» - библиотекари Т. Куликова, Н. Афанасьева, а также их помощники - ученики гимназии Настя Бура, Полина Вересова, Даниил Дружинин, Ульяна Столярова. Блестяще выступила с чтением стихов Цветаевой Наталья Замарина, сама - прекрасный поэт. Саша Зименкова не впервые украшает своим чтением наши вечера. А был и дебют – заслуженный шкулевец В.И. Меньшиков прочитал воспоминания о поэтессе ее друзей-эмигрантов. Мария Гончарова отлично справилась с непростой ролью ведущего. Сценарий написала библиограф М.Б. Николаевская.

1889, 1890, 1891, 1892 годы

Ахматова, Пастернак, Мандельштам, Цветаева

Конец Х1Х века подарил русской литературе созвездие воистину блистательных имен. И даже в этом созвездии Марина Цветаева занимает свое особое место. «Одна из всех, одна противу всех».

Она вошла в литературу в тот необыкновенный период в русской жизни, в русской культуре, который называют Серебряным веком. Гимназистка, сама издала свою первую книгу «Вечерний альбом». Стихи романтичные, иногда чересчур восторженные, но всегда талантливые. Появились благожелательные отзывы Гумилева, Брюсова, Волошина.

Характер человека формируется в семье. Характер Марины – противоречие, непокорность, устремленность в какую-то другую жизнь, романтизм. Марина – это молния.

Вспоминает ее старшая единокровная сестра Валерия: «Марина как-то органически не чувствует других людей, когда они ей не нужны. Ее нельзя назвать злой, нельзя назвать доброй. В ней стихийные порывы».

Гордость и независимость, даже дерзость, а вместе с тем и беспредельная нежность, неудовлетворенная потребность «прижаться» к любимому человеку — эти противоречия в характере Марины оставались с ней до конца жизни».


Она много и беспорядочно читает, проживая жизнь героев, реальных и вымышленных. Она боготворит Наполеона, переводит пьесу Э.Ростана «Орленок» о сыне Наполеона. 17-и лет едет одна в Париж, где слушает курс по старофранцузской литературе. Хаос переживаний и впечатлений. Упоение жизнью и постоянные мысли о неизбежном конце.

Настанет день, когда и я исчезну 
с поверхности земли. 
Застынет всё, что пело и боролось, 
Сияло и рвалось: 
И зелень глаз моих, и нежный голос, 
И золото волос. 

Раннее замужество, рождение одной дочки, потом второй. Жизнь складывается благоприятно. Марина уже осознает себя поэтом:

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Марина общается с коллегами-поэтами: посвящает стихи Ахматовой: «Златоустой Анне – всея Руси…» Восхищается Маяковским – «первый в мире поэт масс». Переписывается с Рильке (с которым так никогда и не встретится). Заочные, заоблачные отношения с Пастернаком. Боготворит Блока - «вседержитель моей души».

Но… как позже сказала Марина Ивановна – «Из истории не выскочишь».

1917 год. Послереволюционные годы – страшное время. «В Москве безумно трудно жить - пишет она Волошину. Разлука с мужем – белый офицер, он ушел в Добровольческую армию. Голод, холод, нищета, страх, болезнь маленьких дочек и смерть младшей.

Над церковкой – голубые облака,
Крик вороний.
И проходят – цвета пепла и песка-
Революционные войска.
Ох ты барская, ты царская моя тоска!
Нету лиц у них и нет имен, -
Песен нету!
Заблудился ты, кремлевский звон,
В этом ветреном лесу знамен.
Помолись, Москва, ложись, Москва, на вечный сон!


Но самое удивительное, что никогда еще Цветаева не писала так вдохновенно, напряженно и разнообразно. С 1917 по1920 год она написала более 300 стихотворений, большую поэму-сказку «Царь-Девица», шесть пьес. Расцвет творческих сил - кажется, что, чем тяжелее жизненные обстоятельства, тем сильнее поэтическая энергия. И любовные увлечения сменяются одно другим. И каждый раз они заканчиваются драматически. «Я всегда разбивалась вдребезги, и все мои стихи - те самые серебряные, сердечные дребезги...» Неисчерпаемый, страстный ее трагический дар.

14 июля 1921 г. произошло событие, которое изменило жизнь Марины. Она получила письмо от мужа – четыре года она ничего о нем не знала. Сергея Эфрона разыскал по просьбе Марины Илья Эренбург в Чехии.

Марина не раздумывая, мгновенно приняла решение - ехать к мужу - и в мае 1922 г. уехала. Недолго – Берлин, затем 3 года – в Чехословакии и 14 лет во Франции. 17 лет она прожила на чужбине.

Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно — Где совершенно одинокой. Быть, по каким камням домой

Брести с кошёлкою базарной В дом, и не знающий, что — мой, Как госпиталь или казарма.

«Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри, тот потеряет ее лишь вместе с жизнью».
Цветаева тоскует по Родине, но родине идеальной, не исковерканной, не измученной революцией и Гражданской войной.

«Марина с удивительной стойкостью переносила нищету, одиночество и отсутствие признания. Она принимала свою судьбу таковой, какой она была, потому, что это была — судьба поэта», - вспоминала Е. Извольская, писательница и переводчик, хорошо знавшая и любившая Марину.

Как складывались отношения Цветаевой с эмигрантской средой? По-разному. Были люди, кто относился к ней настороженно, но были и друзья, которые старались помочь, в частности Марк Слоним - он печатал ее в Чехии в журнале «Воля народа». В Париже создалось «общество помощи Марине Цветаевой», кое-как оплачивавшее ей квартиру и семейный паек.

Годы во Франции были необыкновенно плодотворны. Появляются одна за другой поэмы: «Поэма Горы», «Поэма Воздуха», «Поэма Конца», «Крысолов», «Поэма Лестницы», «Красный бычок», «Егорушка», «Перекоп» и другие. Еще до эмиграции Цветаева ищет «свою» поэтическую технику. Обращается к фольклору, песенным, романсным источникам. Стихи Цветаевой – вопль, крик человека, который в страдании доходит до крайностей, последней точки.

1 февраля 1925 г. у Марины родился сын Георгий, которого дома звали Мур.

В 30-е гг. в творчестве Цветаевой все большее место занимает проза. Она создает несколько произведений, которые причисляют к автобиографической прозе: «Отец и музей», «Мать и музыка», Также появляются ряд биографических очерков: о Михаиле Кузмине, Андрее Белом, реквием о Волошине - «Живое о живом». Особняком стоит цветаевская «Пушкиниана».

Положение Цветаевой в парижской литературной среде становится очень тяжелым и по политическим, и по литературным причинам.

„Все меня выталкивают в Россию, в которую я ехать не могу, здесь я не нужна, там я невозможна“.

Но ехать пришлось. В начале 1937 года в СССР уехала Аля. А в сентябре вынужден бежать и Сергей Эфрон. Выяснилась причастность его к политическому убийству по заданию НКВД. Многие друзья отвернулись от Цветаевой. В Москву Цветаева с сыном приехала 18 июня 1940 г.

Вскоре были арестованы Ариадна и Сергей Яковлевич. Скитание по чужим углам, отсутствие стабильного заработка (немного Марина Ивановна зарабатывала переводами) и стояние в тюремных очередях с передачами.

В начале 1941 года Цветаева встретилась в Москве с Ахматовой. Два великих поэта, две скорбящие женщины проговорили несколько часов и разошлись. Каждая пошла на свою Голгофу.

Война. Эвакуация. Марина Ивановна с сыном оказались в Чистополе, а потом в Елабуге. Горько и страшно читать воспоминания Лидии Корнеевны Чуковской – свидетельницы последней недели жизни Цветаевой. Как самодовольные чиновники от литературы разговаривали с великим поэтом, исстрадавшейся и усталой женщиной. А она просила всего-то – чтобы ей разрешили остаться в Чистополе и дали работу – место судомойки в литераторской столовой. Она уехала в Елабугу 28 августа. а 31 августа произошла трагедия. Закончилась жизнь «страдалицы Марины», как назвала ее Ахматова.






Фотоальбом события

Смотреть все события