Контроль обеспечивает качество жизни

24.01.2015
Размышления юбиляра по самому актуальному вопросу

Владимира Ильича Касьянова не надо представлять давнему жителю Ленинского района и постоянному читателю районной газеты. Его имя и должность хорошо знакомы тем, кто интересуется вопросами здоровья, экологии, охраны окружающей среды. Для тех же, кто не знает Владимира Ильича, сообщим, что он вот уже 41 год работает в системе санитарии и гигиены Ленинского района. По окончании 1-го медицинского института в 1973 году он пришёл на должность врача в СЭС Ленинского района, а через 14 лет возглавил её и продолжает руководить этой службой по настоящее время. Правда, с 2005 года, когда в нашей стране санитарная служба была поделена на две самостоятельные организации, название коллектива, руководимого В.И. Касьяновым, звучит иначе – филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области». В настоящее время филиал под руководством главного врача В.И. Касьянова работает в Ленинском, Домодедовском, Подольском районах и городах Подольск и Климовск.

В.И. Касьянов с 1990 года по 2004 год был депутатом районного Совета депутатов, занимался в нём вопросами экологии. В 1999 году ему присвоено высокое звание заслуженного врача Российской Федерации. В 2005 году он стал кандидатом медицинских наук.

Поводов взять интервью у Владимира Ильича несколько. Главный среди них – 65-летие, которое он отмечает на днях. Не менее важный повод – обратить внимание руководителей и общественности на вопросы, непосредственно влияющие на здоровье населения.

– Владимир Ильич, многолетний труд на одном месте – это ведь своего рода признание в любви к нему…

– Я действительно люблю свою работу. Считаю, мне повезло, что я начал трудиться в Ленинском районе в самый пик актуальности вопросов, связанных с экологией. Оптимизма и сил прибавлял тот факт, что благодаря работе нашего коллектива многое в Ленинском районе менялось к лучшему. К 1980 году наш район стал первым в Московской области, где был прекращён сброс неочищенных сточных вод в водоёмы. Мнение нашего коллектива обязательно учитывалось при проектировании и строительстве животноводческих комплексов, которыми славился Ленинский район, и как результат – в период их эксплуатации не было выявлено ни одного экологического нарушения.

– Чем конкретно занималась санэпидстанция, которую Вы возглавили?

– Санитарная служба выполняла серьёзные, значимые функции, связанные с охраной здоровья населения и окружающей среды. Мы осуществляли лабораторный контроль, учёт заболеваемости, прослеживали взаимосвязь вопросов экологии и состояния здоровья жителей Ленинского района, отвечали за наведение санитарно-эпидемиологического порядка. Мы постоянно исследовали воздух, воду, почву Ленинского района. Вместе с районной газетой, которая тогда называлась «Ленинец», мы вели борьбу за состояние реки Пахры. На страницах газеты была специальная рубрика «Пахре – чистую воду», под которой публиковались материалы на волновавшую жителей района тему. 
С 2005 года, в связи с разделением в стране санитарной службы на контролирующую – Роспотребнадзор – и осуществляющую лабораторные исследования и экспертизы – Центр гигиены и эпидемиологии, – мы стали заниматься вторым направлением.

– Расскажите о Вашем коллективе, общих направлениях работы.

– У нас 112 ставок, среди нас – три кандидата медицинских наук. Наша лабораторная база – одна из лучших в Московской области. Наша лаборатория аккредитована на проведение санитарно-гигиенических, санитарно-бактериологических, санитарно-паразитологических, вирусологических, энтомологических, микробиологических исследований. К нам обращается большое количество юридических и физических лиц с просьбой провести лабораторные исследования, санитарную экспертизу проектных и других материалов. Мы работаем не только с организациями и физическими лицами районов и городов, которые курируем, но и с заказчиками из Москвы и вблизи расположенных территорий. Кроме того, мы добровольно берём на себя функцию аттестации рабочих мест, готовы внести свой вклад в решение этой актуальной для нынешнего времени проблемы. Согласитесь, нельзя мириться с тем, что «залётные» организации и предприятия не готовы нести ответственность ни за что. Работники таких «временщиков» ни в коем случае не должны быть ущемлены в своих правах.

– Бытует мнение, что контроль сегодня значительно ослаб во всех сферах нашей жизни. Так ли это в отношении вашей службы?

– Повторюсь, что мы – не контролирующая организация. Совместно с Роспотребнадзором мы активно участвуем в плановых и внеплановых проверках. На основании наших лабораторных данных Роспотребнадзор наказывает виновных в нарушениях. Отмечу, что большинство проверок Роспотребнадзор проводит с нашим участием.
Моё личное мнение такое: чем сильнее контроль и меры по его результатам, тем выше качество жизни.

– Согласны ли Вы с тем, что сегодня таким службам, как ваша, работать труднее?

– Сложность заключается в том, что у многих изменилось отношение к законодательным документам. Если раньше они неукоснительно соблюдались, то сегодня есть руководители, считающие этот вопрос второстепенным. Не на всех предприятиях, в организациях готовы к производственному контролю, не везде приветствуют его, так как он сразу же выявляет нарушения, существующие на объекте. Но ведь, если ослабляется внешний контроль, неизменно падает и внутренний контроль, а это неизбежно приводит к ухудшению качества продукции. А если она непосредственно связана со здоровьем, как, например, на объектах общественного питания? При проведении нами лабораторного контроля очевидными становятся «узкие места», и те руководители, кто заинтересован в репутации своего коллектива и его развитии, должны быть благодарны за подсказку, в каком направлении им надо совершенствовать работу. К сожалению, не от всех руководителей услышишь слова благодарности. Тем более не приходится ждать их от тех, кто не знаком с санитарными нормами и правилами, а значит, не выполняет их.

Приходится сожалеть и о том, что значительная часть информации сейчас закрыта, требуется согласие вышестоящих органов, чтобы донести её до населения. Не способствует открытости и то, что опубликование важных для населения материалов в газете, показ их по телевидению стали возможными только за деньги.

– Но вы, наверное, находите выход из ситуации и стараетесь быть всё же открытыми для жителей?

– Мы обязаны это делать. Мы всегда открыты для диалога, готовы выслушать каждого, дать рекомендации, советы, разъяснения, в том числе и посредством СМИ. У нас работают консультационные пункты в районах и городах, которые мы курируем, в том числе и в Видном, по адресу: ул. Новая, дом №4. В эти консультационные пункты можно обратиться устно или письменно, мы поможем составить исковые заявления в суд. Отмечу, что есть много примеров, когда граждане с нашей помощью выигрывали дела в судах, в том числе по качеству товаров, в том числе, продуктов питания. Каждый может позвонить к нам по телефону 8(495)541-08-74 и получить информацию по дальнейшему взаимодействию по тому или иному вопросу с нашим филиалом.


Видновские вести. – 2014. – № 58. – 19 августа. – С. 4.

Автор:  Касьянов Владимир Ильич, Коберидзе Этери

Возврат к списку