За рамками формата

28.09.2011

«Россия и Пушкин в сердце моём» – так назывался праздник в Горках Ленинских, который стал настоящим событием. И хотя произошло оно в июне, местные жители и многочисленные гости праздника с восторгом вспоминают до сих пор этот день.
Татьяна ФилимоноваНесколько часов подряд со сцены, оборудованной на опушке старинного усадебного парка, звучали стихи Пушкина и наших земляков, романсы и музыка к произведениям великого поэта. Настоящим подарком для участников праздника стало выступление заслуженной артистки России Татьяны Филимоновой. В Горках её хорошо знают: здесь она живет, её часто приглашают на праздники и вечера. К пушкинскому празднику артистка подготовила специальную программу, которая называется «Едут к Пушкину цыгане». В новую программу вошли песни из репертуара знаменитого когда-то цыганского Соколовского хора. Песни и романсы звучали на празднике в сопровождении Государственного академического оркестра русских народных инструментов «Русские узоры» под управлением народного артиста России Владимира Зозули. Концерт прошел с большим успехом. И на этот раз любимая артистка не обманула ожиданий своих поклонников, которые пришли не просто на праздник – они пришли «на Филимонову».

Новая концертная программа и стала поводом для нашего разговора с заслуженной артисткой России Татьяной Филимоновой.

– Татьяна Петровна, на празднике в Горках ваша программа была тепло и восторженно встречена зрителями. Что побудило вас обратиться к пушкинской теме в своем творчестве?

– Пушкинская тема актуальна всегда, особенно сейчас, когда все мы чувствуем дефицит настоящей культуры. За последние годы мы многое утратили, растеряли обычаи, традиции. Наше искусство захлестнула волна бездуховности, низкопробной попсы, а на смену творчеству пришел шоу-бизнес, который диктует свой "формат".

Но, слава богу, у нас есть Пушкин. Он – вне моды и на все времена. Его творчество очищает, возвышает, вдохновляет. Оно глубоко народно и тесно переплетается с русским фольклором. Творчество Пушкина позволяет нам считать и чувствовать себя русскими людьми. Это я поняла давно, когда стала исполнительницей русских и цыганских песен. Меня, тогда молодую артистку Москонцерта, часто посылали в зарубежные поездки в составе творческих групп. Была не просто интересная, но и очень ответственная работа. Мне довелось трижды быть с концертами в Париже, в том числе была там в 1977 году участницей большого гала-концерта. А годом позже меня включили в состав артистической группы для участия во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Гаване.

И в более поздние годы я много гастролировала, объездив все континенты. Были концерты в переполненных зрителями залах. Приходили эмигранты, покинувшие Россию в годы революции, русские и цыганские песни они олицетворяли с далекой и любимой родиной, с русской культурой. За долгие годы жизни на чужбине им удалось сохранить русское самосознание, русский менталитет. Было много интересных встреч.

Именно в Париже я познакомилась и слушала знаменитых цыган Валю и Алешу Димитриевичей, исполнительское мастерство которых подкупало всех необыкновенной искренностью и правдивостью. От них я переняла много песен, в том числе песню "Москва златоглавая". Её – обкабаченную, обрестораненную – пели и у нас. Но в моем репертуаре она появилась в подлинном, настоящем звучании. Позже так стала называться программа с моим участием на одном их телеканалов. Формируя свой репертуар, я, конечно, не могла обойти вниманием песни знаменитого в прошлом цыганского Соколовского хора. С ним связан целый пласт русской музыкальной культуры. Для этого хора писали знаменитые русские поэты и композиторы. Его любил слушать Александр Сергеевич Пушкин. Именно песни Соколовского хора навеяли ему сюжет прекрасной поэмы "Цыгане". Я начала работать с архивами, и постепенно сложилась "пушкинская" программа. С Государственным академическим оркестром русских народных инструментов под управлением народного артиста Владимира Зозули мы записали диск.

Большой материал на эту тему я нашла в прекрасном двухтомном издании заслуженного артиста России, артиста цыганского театра "Ромэн" Анатолия Титова "Песни Соколовского хора". Мне доставило большое удовольствие работать и общаться с автором этого издания. К 200-летию А.С. Пушкина я уже подготовила две программы под названием "Едут к Пушкину цыгане" и "Романса свежее дыхание". А когда я узнала, что в городском поселении Горки Ленинские готовится праздник в честь Дня России, я предложила свою программу.

Ведь два этих великих имени – Пушкин и Россия – связаны в сердце каждого из нас воедино. Глава поселения Александр Петрович Котов охотно согласился, и наша совместная работа  началась. Организация праздника была великолепной.

Ваша программа состоит из песен репертуара Соколовского хора. Пожалуйста, расскажите о нем.

– Цыганский Соколовский хор – это целое явление в русской музыкальной культуре. Появился он в семидесятых годах восемнадцатого века в имении графа Орлова, героя Чесменской войны, фаворита Екатерины Второй. Он выкупил цыганский хор из Молдавии и записал этих людей крепостными в поселении Пушкино под Москвой. Руководителем хора был Иван Соколов. Вскоре цыгане обрели популярность, их стали приглашать на балы и маскарады во дворцы московской знати. Но в 1807 году, после смерти Ивана Трофимовича, хор возглавил его племянник Илья Соколов. Сам талантливый артист, он обучал цыган русским народным песням, выразительному пению и музыкальной грамоте, что значительно обогатило репертуар хора и сделало богаче мастерство артистов. Среди них были настоящие звезды исполнительского искусства – Степанида Солдатова и Таня Демьянова, воспетая Пушкиным. Слава о цыганском хоре разнеслась далеко за пределы Москвы, а слушать его съезжались со всех городов и мест России. Тогда и появилась поговорка "В Москву за песнями".

Творческому исследованию уникального хора были посвящены многочисленные работы музыкантов, искусствоведов, критиков, а в народе и сейчас поют о нем песню:

Соколовский хор у "Яра"
Был когда-то знаменит,
Соколовская гитара
До сих пор в ушах звенит.

– Татьяна Петровна, вам цыганская песня знакома, наверное, с колыбели?

– Если говорить о моём происхождении, то по материнской линии мой дед Василий Безруков ушёл из табора, женившись на бабушке Прасковье Бойко, стал жить оседло в деревне Новоникольской Уссурийского района Приморского края. Он был кузнецом, завёл крепкое хозяйство, дом, где они прожили свою жизнь, родили и вырастили пятнадцать детей. Самая младшая была моя мама Пелагея.
Маленькая Таня (первая слева) с семьёйПотом пришла беда. В известные годы со всей семьей они попали под молох раскулачивания, лишились хозяйства. Старшие, взрослые, дети разбежались кто куда. А деда с четырьмя младшими детьми отправили на Омские болота в село Большаковка. Бабушка временно осталась с сыном-инвалидом в его семье. Деда вместе с другими такими же лишенцами высадили в чистом поле. Потихоньку начали обустраиваться. Благо, что дед был мастер на все руки и ждал бабушку.

Вскоре пришло извещение, что она заболела и умерла. Они очень любили друг друга. Дед пережить этого не мог и через две недели его похоронили. Мать осталась сиротой, но в жизни она не потерялась. Научилась шить, чем и зарабатывала всю свою жизнь. Вышла замуж за моего отца, русского офицера родом из донских казаков. В то время по окончании военных действий на востоке с Японией отца перевели в сибирский военный округ, где и прошли наши лучшие детские годы. Нас было пятеро у отца и матери – старшая сестра и трое младших братьев. Жили в гарнизонах и военных городках среди русских людей. Когда цыгане спрашивали мою мать, откуда родом, она отвечала: "Мы обрусевшие наповал".

Так что росла я в обычной семье, училась в обычной школе, но голос предков заговорил еще в детстве. Помню, когда мы жили в Кемерове, я попала на концерт цыганского ансамбля в городском парке. У нас, детей, билетов на концерт не было, и мы смотрели на сцену с деревьев. Прекрасное хоровое многоголосие, зажигательные пляски и постановки произвели на меня такое большое впечатление, что я осмелилась подойти к руководителю ансамбля и сказала, что хочу петь. Он ответил: "Приходи с родителями". Но мать, конечно, меня не пустила. "Вот кончите все школу, получите высшее образование, тогда…". Её воля сбылась: все пятеро детей в семье получили высшее образование, хотя сама была безграмотной и работала, не покладая рук.

Мое увлечение цыганской музыкой не проходило. Обожала артистов театра "Ромэн", слушала и знала песни в исполнении Ляли Чёрной, Рады и Николая Волшаниновых, Николая Сличенко. После окончания пединститута мне неожиданно предложили поработать сезон в цыганском ансамбле. К тому времени я жила в Горках, и осенью вернуться в школу мне уже не захотелось. Вскоре сложился свой ансамбль, в котором были мои ровесники. С этим ансамблем я выступала на известных сценах Москвы, других городов бывших республик и объездила многие страны.

– На сцене вы не только поете и танцуете, но еще и рассказываете, общаетесь со зрителями. Как сложился такой жанр?

– Раньше, в нашем бывшем Союзе, как было: почти в каждом сборном концерте обязательно исполнялся цыганский номер. Артистов было много, работы хватало всем. Но многие из них легко относились к формированию своего репертуара, используя современные приемы аранжировки, не очень-то заботились о сохранении самобытности цыганского искусства. Бывая за границей, я встречалась с русско-цыганскими эмигрантами, которые бережно хранили традиции народного творчества. Многое у них я переняла, да и в Москве мне повезло на учителей. Настоящее искусство мне хотелось донести до зрителей, объяснить им происхождение того или иного романса, рассказать о традициях. Так и появился этот жанр выступления на сцене.

Почти все сценические костюмы шью сама – научилась у матери. Не каждая портниха сумеет сшить настоящую цыганскую юбку, у нее особенный крой.

– Как вы чувствует себя в шоу-бизнесе?

Концерт на Пушкинской площади в Москве– Никак! К сожалению, часто он никакого отношения к искусству не имеет. Власть денег, легкой наживы пришла к нам и на сцену. Пение – это тяжёлая, сложная работа, когда исполнитель старается донести до слушателя душу, мысль, философию песни, романса. Как можно петь русскую народную песню, не переживая ее смысла, содержания? Напряжение огромное, ответственность колоссальная. Работает каждая мышца твоего лица, каждый нерв тела. И посмотрите на артистов, которые поют под фонограмму. Там главное – механически попасть в ритм, чтобы артикуляция совпала с текстом песни. Где ж там до чувств, до переживаний – на лице маска, которая ничего не выражает. Разве может такое исполнение тронуть душу?

Мне приходится подолгу работать над своим репертуаром, выбираю только те песни, которые прошли проверку временем, выкристаллизовались, очистились от всего случайного, наносного. Такие песни люди слушают сердцем. В этом мне помогают музыканты. Особенно люблю работать с "Русскими узорами". Это очень авторитетный и высокопрофессиональный коллектив.

Тем не менее, почти все современные певцы работают "под фанеру". Артистам с народным и классическим репертуаром стало очень трудно пробраться к зрителю, так как все они оказались "не в формате". Практически без работы, без средств на запись, на студию. Мне самой приходится искать себе работу, звонить, договариваться с организаторами концертов. Я знаю, что такое кассовый сбор, продажа билетов, безнал. Но по-прежнему самой дорой наградой для меня остается признание слушателей и зрителей.

– Об этом говорит и звание заслуженной артистки.

– Звания ничего не дают артисту, если его не признал народ. Мне довелось в молодости попасть на съёмки, проходившие в воронежской глубинке, и видеть знаменитую частушечницу Марию Мордасову. Как бежали люди, узнав о её приезде, на встречу! Вот свидетельство общенародной любви и признания.

Сейчас артистам надо выживать, что мы и делаем. Необходимы постоянные репетиции, даже когда нет работы на сцене. Нужно держать себя в форме. Заниматься физическим трудом. А его больше чем достаточно, когда есть свой дом, приусадебный участок, где растёт всё необходимое.

Землю обрабатывать надобно самим. Она забирает все плохое, негативное и обязательно отблагодарит за заботу о ней. Работая на земле, не будешь болеть и стареть, у тебя будет гибкая спина и упругие мышцы. И на столе будут здоровые и чистые продукты со своего огорода. Делаю дома заготовки на зиму и храню в погребе, как когда-то делал мой дед.

– Чем для вас являются Горки?

– Всем. Здесь я живу уже сорок лет. Когда начала сценическую карьеру, то после концертов, бывало что и на последней электричке, а потом пешком со станции возвращалась в свою маленькую квартирку в двадцать семь квадратных метров. Но каждый раз, приближаясь к дому и вдыхая необыкновенный воздух, чувствовала себя защищенной и спокойной. Оставались позади все волнения и тревоги. Позже, когда заработала на машину-"копейку", стало легче работать и добираться до дому. Замечательная природа, тихая Пахра – все это даёт мне новые силы и вдохновение. Теперь у меня просторный дом, который строила сама как могла в этом прекрасном месте.

– Пушкинский праздник в Горках Ленинских хотят сделать традиционным. Как вы к этому относитесь?

– Было бы очень здорово! Первый праздник удался на славу. Это был настоящий народный праздник. Меня он убедил, что мой многолетний труд с государственным академическим русским народным оркестром "Русские узоры" был не напрасным. Хочется снова порадовать зрителей, которых очень люблю.
Стоять на сцене и чувствовать настроение, дыхание зала – это дорогого стоит. Этого не передать…


Беседу вела
Евгения СОРОКИНА.

Видновские вести. – 2011. – 5 августа. – С. 4,13.


Автор:  Филимонова Т.П.

Возврат к списку